Всесоюзная Книга памяти




История СССР
страницы воинской доблести
от Испании до Афгана
ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В СОМАЛИ
трубопроводчики в Сомали
15 июля 1975 года - 7 августа 1975 года

11 июля 1974 года СССР заключил с Сомали Договор о дружбе и сотрудничестве на 20 лет. Такой, какой в те годы подписывал с рядом дружественных африканских и азиатских стран.

Советские военные трубопроводчики в Сомали.

...Советский Союз пришел на помощь Сомали, когда многочисленные ее районы пострадали от катастрофической засухи в 1974-1975гг. Тогда только погибших насчитывалось 20 тысяч человек. В апреле-июне 1975г. с нашей помощью проводилось переселение кочевников из пострадавших районов. Всего переселено 120 тысяч человек, в том числе около 20 тысяч на побережье Индийского океана для занятия рыболовством. Для перевозки людей СССР предоставил 12 самолетов «Ан-12» с экипажами и 165 грузовиков ЗИЛ-157 с водителями. В Харгейсу из Одесского военного округа самолетами было направлено два автотранспортных батальона.

Автомобилями переселенцев доставляли в созданные лагеря близ Эль-Буре, Гардо, Бере, Мерке. Оттуда советские самолеты АН-12 перевозили беженцев на крайний юг страны к Джубе и Шебели. Самолеты садились близ лагерей переселенцев, несмотря на трудные грунтовые аэродромы, несмотря на ветры и песчаные бури, которые бушевали в это время на севере Сомали. Экипажи работали на износ, так как в этой ситуации от времени зависели жизни эвакуируемых. Экипажи АН-12 ежедневно вставали в три часа ночи, работа продолжалась до позднего вечера, потом короткий отдых - и вновь летчики садились в самолеты. По окончании переселения, 165 грузовиков ЗИЛ-157, участвовавших в операции, были переданы в дар сомалийской стороне.

К операции по обеспечению доставки гуманитарных грузов был привлечен и советский ВМФ. Буквально после первых дней работы советского автотранспортного и авиационного отрядов стало ясно, что имеющихся на аэродроме запасов авиационного керосина на долгую работу не хватит. Доставка топлива в короткие сроки была возможна только морским путем в порт Бербера. В соответствии с решением Правительства, Главком ВМФ приказал командующему ЧФ подать топливо в порт Бербера танкером, а далее на аэродром Харгейса перекачивать его по трубопроводу ПМТ-100, который проложить вдоль шоссейной дороги Бербера-Харгейса.

15 июля 1975 года поступило конкретное распоряжение: командующему ЧФ направить в порт Бербера большой десантный корабль с бортовым номером 412, на котором доставить комплект ПМТ-100, а также 50 тонн автобензина в металлических бочках. Для обеспечения руководства погрузкой ПМТ-100 и автобензина, размещения и сопровождения груза на корабле, а также для прокладки и эксплуатации трубопровода в Сомали, была сформирована группа военнослужащих - специалистов службы горючего ЧФ, в составе 5 офицеров и 30 матросов. В ее состав вошли офицеры, прапорщики и матросы, имеющие опыт прокладки и эксплуатации трубопроводов. Руководство группой было возложено на заместителя начальника службы горючего полковника Олега Алексеевича Боговича(фотография из сети интернет). Корабль загрузился в Севастополе и в 17.00 17 июля 1975 г. отбыл к месту назначения.

Транспортировка была нелегка. С продвижением корабля на юг температура в трюме начала расти. При подходе к Красному морю наблюдаемые показатели достигли значений: воздуха в трюме +33°, у поверхности бочек +36°, забортной воды +26°С. После пересечения кораблем северного тропика Рака и вхождения в тропический пояс в 16.00 27 июля эти показатели достигли: воздуха в трюме +42°, бочек + 46°, воды +29", а в 20.00 трюм нагрелся до +48°, бочки до +53°, забортная вода была +29-30°. Отдельные бочки вспучились, прокладки пробок разбухли, на верхних торцах начал выступать бензин. Для предотвращения возгорания паров бензина, пришлось включить систему орошения забортной водой. Орошение продолжалось вплоть до швартовки БДК к причалу порта Бербера. Корабль подошел в порт Бербера 29 июля, но только 30 июля в 3.00, после непонятных проволочек, был поставлен к причалу. Утром 30 июля началась разгрузка бочек с бензином и передача их тыловому пункту ЧФ в Бербере. 1 августа воины-трубопроводчики вдоль шоссейной дороги провели рекогносцировку по планируемому маршруту прокладки трубопровода Бербера-Харгейса. Но к этому времени стало ясно, что необходимость в прокладке трубо­провода отпала. Планами предусматривалось окончание вывоза последних эвакуируемых до 5 августа 1975 года. А вариант подачи авиационного керосина по трубопроводу Бербера-Харгейса предусматривался лишь на случай задержки эвакуации. Авиационный керосин был доставлен самолетами на другие аэродромы Сомали. Так трубопроводчики на этом же БДК 7 августа отправились обратно...

СССР 1922-1991