Всесоюзная Книга памяти




История СССР
страницы воинской доблести
от Ладоги до Чернобыля
ОСВОБОЖДЕНИЕ. ТРУБА ПОБЕДЫ
полевой магистральный трубопровод Плоешти - Рени
октябрь 1944 года - май 1945 года

Особого внимания заслуживает первый опыт использования службой горючего в Великой Отечественной войне сборно-разборного полевого магистрального трубопровода при освобождении Красной Армией стран Европы (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»).

В августе 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов успешно провели Ясско-Кишиневскую наступательную операцию. 26 августа они освободили румынский город Фокшани, а на следующий день подошли к городу Бузэу, взятие которого позволило развивать дальнейшее наступление на столицу Румынии - Бухарест. К утру 30 августа был полностью очищен от фашистов город Плоешти. 31 августа советские войска разгромили противника в долине реки Прахова и освободили Плоештинский нефтяной район. Гитлеровцы лишились румынской нефти. С военно-экономической точки зрения это был тяжелый, возможно, решающий удар по фашистской Германии.

Cмотреть документальный фильм «Ясско-Кишиневская наступательная операция» продолжительностью 24:11.

Результатом проведенной наступательной операции стало освобождение территории Румынии восточнее Карпат, в том числе её столицы - Бухареста. Правительство Румынии заявило о выходе из гитлеровской коалиции и объявило войну Германии. После отхода немецких войск основная часть нефтепромыслов долины реки Прахова и нефтеперерабатывающие заводы Плоешти оказались пригодными к быстрому восстановлению ввиду незначительности нанесенного боями ущерба.

Таким образом, сложились политические и технические предпосылки для использования румынской нефти, продуктов её переработки в интересах обеспечения боевых действий Красной Армии и румынских войск, активно сражавшихся в составе советских фронтов. На основе достигнутых с правительством Румынии соглашений Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о восстановлении предприятий по добыче и переработке нефти.

В соответствии с постановлением ГКО от 28 октября 1944 года было создано Управление по использованию нефтепродуктов в Румынии. Оно подчинялось непосредственно начальнику Тыла Красной Армии генералу А.В.Хрулеву и было укомплектовано опытными специалистами службы горючего:

- возглавил Управление заместитель начальника УСГ Красной Армии полковник С.М.Бланк;

- его заместителем назначили инженера-полковника Д.Я.Андреева, впоследствии возглавившего Советское управление нефтепродуктов в Венгрии;

- должность главного инженера занял подполковник А.Я.Косенко, после завершения войны переведенный на преподавательскую работу в Военную академию тыла и снабжения, защитивший кандидатскую диссертацию, выросший до начальника кафедры;

- одним из спецалистов Управления стал инженер-подполковник Н.В.Ершов, в дальнейшем - начальник технического отдела УСГ Красной Армии.

Этим же Постановлением предусматривалось формирование четырех батальонов перекачки горючегоОрганизационно-штатная структура батальона перекачки горючего (иллюстрация из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»)., батальона охраны трассы трубопровода и мастерской по строительству металлических резервуаров. Все указанные подразделения подчинялись начальнику Управления по использованию нефтепродуктов в Румынии.

Формирование батальонов перекачки горючего, других подразделений началось в первых числах сентября 1944 года на 450-й базе горючего в районе города Наро-Фоминск Московской области. В 2-3 километрах северо-западнее города разбили палаточные городки, построили землянки. К этому времени комплекты сборно-разборных трубопроводовСоединение труб в ПМТ американского образца (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»). с насосными установкамиНасосная установка американского производства (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»)., а также автомобили "Шевроле" грузоподъемностью по 1,5 тонны были поставлены из США.

Наибольшие трудности возникли с укомплектованием батальонов мотористами средств перекачки и их обучением. На эти должности пришлось брать, преимущественно, водителей и трактористов. Сжатые сроки, отведенные на формирование новых подразделений Красной Армии в условиях военного времени, не позволили провести качественное обучение личного состава. Не только солдаты, но и офицеры впервые встретились с иностранной техникой. Доосваивать её пришлось непосредственно по ходу развертывания трубопроводаОбвязка насосной установки американского производства (фото из архива «Транснефть – Медиа»)..

К концу октября батальоны совершили марш по железной дороге в Румынию. После прибытия на место им была поставлена задача по развертыванию трубопровода протяженностью 225 километров от нефтеперерабатывающего завода станции Теляжено, 3 км севернее города Плоешти (Румыния), до нефтебазы города Рени (Украина). После выбора трассы и её разведки начались сборка трубопровода и монтаж насосных станций.

Монтаж стыка трубопровода (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

Несмотря на проблемы освоения незнакомой техники, личный состав проявлял инициативу, самоотверженно работая, одновременно изучал трубопроводное дело. Кроме развертывания трубопровода, батальоны выделяли людей для работ по восстановлению нефтепромыслов и нефтеперерабатывающего завода в Плоешти. Приложенные усилия дали результат - к концу декабря началась перекачка горючего.

Некоторые сложности возникли с организацией эксплуатации средств перекачки. Хотя должности мотористов были укомплектованы за счет родственных специальностей, отсутствие квалифицированных кадров сказалось - трудно было не только вести перекачку на расчетных режимах, но и отыскивать причины неисправностей, устранять их.

Вскоре выход нашелся, однако он оказался несколько нетрадиционным. Трубопроводные батальоны, как и другие воинские части, выделяли патрули для несения службы в городах и на железнодорожных вокзалах. Одной из целей патрулирования было задержание военнослужащих, отставших по той или иной причине от своих воинских эшелонов, доставка их в комендатуры. Трубопроводики решали эту задачу несколько шире. Если задержанный солдат, сержант оказывался авиационным механиком или техником, да к тому же имевшим опыт обслуживания самолетов американского производства, его не отправляли в комендатуру, а привозили в батальон и зачисляли в списки части для восполнения некомплекта. Несколько "приобретенных" таким образом специалистов за короткие сроки обучили остальных работе с иностранной техникой.

Трубопровод был развернут в тыловой полосе 2-го и 3-го Украинских фронтовКарта-схема подачи горючего по сборно-разборному полевому магистральному трубопроводу от нефтеперерабатывающего завода (станция Теляжено в 3 км от города Плоешти, Румыния) на нефтебазу (город Рени, Украина) для поставки войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, Черноморскому флоту и Дунайской флотилии (иллюстрация из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).. Военная обстановка, наличие тайных пособников выбитых из Румынии немцев обусловили диверсии на нём. Это снижало продуктивность, приводило к утечкам, потерям горючего. Совместная работа уполномоченных НКГБ, военнослужащих батальонов, местных активистов, румынской полиции позволили добиться значительного снижения вредительства. Выросшая квалификация личного состава, наличие большого запаса труб, оборудования позволяли восстанавливать работоспособность трубопровода в кратчайшие сроки. Производительность перекачки составляла 40 куб.м/час.

От нефтебазы города Рени горючее доставлялось по железной дороге, водным путем войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, Черноморскому флоту, Дунайской флотилии. Всего первым сборно-разборным полевым магистральным трубопроводом Плоешти - Рени вплоть до окончания войны было подано свыше 600 тысяч тонн горючего.

СССР 1922-1991