История СССР
страницы воинской доблести
«Трасса жизни»
ИСТОРИЯ в/ч п.п. 41447
( 1461-й Отдельный Трубопроводный Батальон )

С активизацией боевых действий Ограниченного контингента войск Советской Армии в Афганистане потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего стали составлять от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь. К тому же значительно увеличилось потребление горючего, особенно керосина авиацией.

В течение 1980-1984 годов полевой магистральный трубопровод, проложенный по маршруту Термез - Хайратон - Пули-Хумри - Баграм, хорошо зарекомендовал себя в ходе военных действий. Потери горючего по трубопроводу от боевых повреждений составляли всего 3-5%. Полевой магистральный трубопровод сберегал жизни людей, прежде всего водителей.

Во второй половине 1984 года было принято решение о прокладке нового трубопровода в одну линию диаметром 150 мм по маршруту Кушка - Турагунди - Шинданд (там находился крупный военный аэродром).

30 ноября 1984 года из Киевского военного округа прибыл и был включен в состав войск 40-й армии 1461-й отдельный трубопроводный батальон (войсковая часть полевая почта 41447). Местом дислокации командного пункта батальона был определен город Герат.

Вспоминает участник тех событий солист группы «Голубые береты» Юрий Слатов: (ссылка на источник)

«Я служил в автомобильных войсках, объездил всю страну. Кабина "Камаза" стала для меня и кабинетом, и спальней. В начале декабря восемьдесят четвертого мы ушли в необычный рейс: прокладывать трубу от Кушки до Шинданда (топлива катастрофически не хватало, особенно авиации. Вот и решили протянуть трубопровод на 200 километров). Зимой в горах не сладко - кто бывал, тот знает… Трубопровод давался нелегко, командировка обещала затянуться. Новый год в горах встречать не хотелось. От грязи у бойцов завелись вши. Как-то "забыли" нам подвезти продукты. Тогда началась охота. И уже через две недели вокруг нашей стоянки перестали ходить и ползать, прыгать и летать все живые существа… Уже давно был уничтожен весь НЗ и наступил такой момент, когда из продуктов осталась только соль.

.................................

Честно говоря, при всех наших трудностях и неудобствах работа трубопроводчиков казалась мне адовой. На раскаленном ветру перевала они монтировали трубу, устанавливали станции подкачки, обживались сами. По ночам "духи" минировали трубу, иногда в нескольких местах к утру все взлетало в воздух, и приходилось начинать все сначала. Тридцатого декабря грязные, но счастливые, мы въезжали в батальон, волоча за собой восемь своих покалеченных машин. Убитых и раненых у нас не было. И это самое главное...»

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Игорь Макшанов:

«Батальон формировали в городе Смела Черкасской области Украинской ССР, где многие из нас и начинали службу. Потихоньку присылали личный состав из разных частей и подразделений до полного комплекта. Перед поездкой с нами, как обычно, поработал особый отдел. После чего многие отсеялись...» Читать далее

Вспоминает участник тех событий командир 2-й трубопроводной роты Олег Марков:

«1-я трубопроводная рота батальона формировалась на базе в/ч 52886 в городе Смела Черкасской области Украинской ССР (Киевский военный округ).

2-я и 3-я роты зародились в конце октября 1984 года в с.Щерчево Пружанского района Брестской области Белорусской ССР на базе в/ч 51976 и влились в состав батальона в городе Смела. До середины октября роты укомплектовывались личным составом, производилось их боевое слаживание, накапливались материальные средства и оборудование, которое должны были взять с собой в ДРА, проводились строевые смотры...» Читать далее

Вспоминает участник тех событий командир батальона Евгений Анатольевич Антонюк:

«...Перемещение батальона к месту назначения (без комплектов трубопровода) было осуществлено двумя эшелонами, и 30 ноября 1984 года мы сосредоточились на начальном пункте трубопровода. В этот же район, еще до нашего прибытия, было доставлено два комплекта ПМТП-150. В течение пяти суток трубопровод и вся специальная техника были подготовлены к развертыванию, которое началось 14 декабря 1984 года. Трубы были вывезены в три пункта временного складирования...» Читать далее

СССР 1922-1991
Всесоюзная Книга памяти